Home Безопасность в производстве ПРАВОВЫЕ (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ) ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

ПРАВОВЫЕ (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ) ОСНОВЫ СОХРАНЕНИЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

Защита трудовых интересов работающих – дело государственное.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 7 и 37) Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в котором охраняется труд и здоровье граждан и каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Этим требованиям Конституции страны соответствует и Положение статьи 23. Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г: «Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены труда, на равное вознаграждение за равный труд и не ниже установленного законом минимального уровня».

 

 

acdem-0007.jpg

Следует отметить, что разработка правовой базы в области охраны труда за последние годы существенно продвинулась вперед. Это в первую очередь связано с участием России в работе Международной организации труда (МОТ), чья принципиальная позиция направлена на обеспечение социальной ориентации экономики государств – её членов.

Основная задача МОТ заключатся в выработке практических рекомендаций и руководящих принципов в таких областях трудовых отношений, как безопасность труда, условия труда, режим рабочего времени, средства защиты от опасностей и др. Конвенции и рекомендации МОТ создали действенную базу для успешной законотворческой деятельности различных стран Мирового сообщества. Эта база имеет важное значение при выработке основополагающих принципов организации государственного надзора и контроля за безопасность труда и эффективной политики в этой области как на уровне страны, так и конкретного предприятия. Ратификация конвенций МОТ накладывает на государство юридические обязательства по их выполнению.

Российской Федерацией в апреле 1998г были ратифицированы три основополагающие конвенции МОТ, направленные на улучшение условий и охраны труда: Это «Об инспекции труда № 81 от 11.04.47г», «О регулировании вопросов труда № 150 от 02.06.78г» и «О безопасности и гигиене труда № 155 от 22.06.81г». Тем самым Россия взяла на себя обязательство перед мировым сообществом по защите трудовых прав граждан, по обеспечению применения положений международного права относящихся к условиям труда и безопасности работников, которые после их ратификации имеют приоритетное значение перед законами Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ).

Цель МОТ в области охраны труда – предупредить, свести к минимуму несчастные случаи и профзаболевания, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанной с ней.

В соответствии с положением ст.16 Конвенции МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда работодатели должны принимать меры к тому, чтобы находящиеся под их контролем рабочие места, механизмы, оборудование и процессы, химические, физические и биологические вещества и объекты были безопасными и не угрожали

здоровью работников». Работодатели обязаны в случае необходимости предоставлять соответствующие защитные средства, от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

По Конвенции № 155 работники должны получать достоверную информацию об условиях труда и мерах по обеспечению их безопасности и охраны здоровья, а работодатели обязаны обеспечить их надлежащее обучение и подготовку в области безопасности и гигиены труда.

Требования Конвенции № 81 «Об инспекции труда» - гарантировать применение законоположений, относящихся к условиям труда, путем регулярной инспекции рабочих мест.

Конвенция № 81 определяет роль Государственных инспекторов труда, а также их полномочия, в их числе: право беспрепятственного прохода на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции, право осуществлять любые проверки, контроль и расследование несчастных случаев и профзаболеваний.

Предусматривается, что и инспекторы труда должны соблюдать определенные обязательства: им запрещается прямо или косвенно участвовать в делах предприятий, находящихся под их контролем, вменяется в обязанность не разглашать профессиональных и производственных тайн предприятий, которые подвергались инспектированию в связи с рассмотрением какой-либо жалобы.

Конвенция № 150 предусматривают создание эффективной системы регулирования вопросов труда (социальное партнерство), функционирующей при равноправном участии предпринимателей, общественных организаций трудящихся и государственных органов власти.

В последние годы (1990-2005гг) в России были разработаны и приняты законы и нормативно-правовые документы по охране труда с учетом требований международных правовых норм, изложенных в конвенциях и рекомендациях МОТ, а также с учетом новой сложившейся политико-экономической ситуации в России.

К таким государственным актам следует отнести Федеральные законы:

•  Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993г

•  О промышленной безопасности опасных производственных объектов № 116 – ФЗ от 21.07.97г

•  Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний № 125 – ФЗ от 24.07.98г

•  О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения № 52 –ФЗ от 30.03.99г

•  Об основах охраны труда в Российской Федерации № 181 –ФЗ от 17.07.99г

•  Трудовой кодекс Российской Федерации № 197 – ФЗ от 30.12.2001г

•  Кодексы законов РФ об административных правонарушениях № 196 –ФЗ, гражданский кодекс РФ № 51 – ФЗ (ч.1) и № 14 – ФЗ (ч.2)

•  Закон Алтайского края «Об охране труда в Алт.крае » № 74 – ЗС от 14.11.02г и другие законодательные акты, принятые высшим законодательным органом власти страны (ФЗ – Федеральный закон), или субъекта Федерации (ЗС – законодательное Собрание, например Алтайского края).